Arnold (arno1251) wrote,
Arnold
arno1251

Петр I и мироточащая икона

В связи с диалогом, возникшем в журнале у dodododo, привожу практически целиком письмо от одного своего корреспондента, которому я выражаю свою искреннюю благодарность.
Вопрос.
[...]
Есть известный анекдот о Петре I, много раз встречающийся в Сети:
Однажды, во время его поездки в Шлиссельбург, к нему доставили известие о том, что в Троицкой церкви около Петропавловской крепости плачет миром икона Божией Матери. Что народом это воспринято как знак нечестивости замыслов Петра строить Петербург, и уже происходят разные возмущения в народе. Пётр немедленно приказал отвезти себя в ту церковь. Там, прямо при народе подошёл к иконе, внимательно её рассмотрел и заметил маленькие дырочки в глазах иконы. Выломав икону из оклада, сзади он обнаружил прибитую реечку, на которую был положен кусочек твёрдого масла. Под действием тепла от свечей масло на службе начинало таять и икона - "плакать". В общем, настоятелю Пётр только погрозил телесными наказаниями. Слова там были что-то вроде: "Если Богородицы ещё раз заплачут маслом, то поповские задницы заплачут кровью". Больше при Петре иконы никогда не мироточили.

1) Насколько можно оценить достоверность сей истории, на Ваш
взгляд?
2) Где, в каком литературном или историческом источнике, можно
найти упоминание этого анекдота?
[...]

Ответ:
[...]
В разных вариантах эта история попадается в:

- Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей."
++
В 1718 году в Петербурге один священник распространил слух, что у
иконы, стоявшей у него в церкви, творятся чудеса. Петр призвал его
во дворец с иконою и приказал сотворить чудо, а как чуда не
случилось, то Петр приказал отправить обманщика в крепость,
наказать кнутом, а потом лишить сана.
++

А.Пушкин, "История Петра. Подготовительные тексты."
++
(Анекдот о плачущей иконе, рассказанный гр. Алексеем Петровичем
Бестужевым.)
++

Голиков, "Деяния Петра Великого"
++
От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового
девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По
сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие
его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души
работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в
отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора
Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были
Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от
неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и
суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию
оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего
оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся
слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской
стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в
великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное
толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими
возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему
Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей
церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося
народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться
Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем
происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может
произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет
затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день
поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь,
где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему
образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из
бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели.
Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально,
приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим
того приметить, приказал он одному из священников снять икону с
места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх
рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в
присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего
духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и
принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти
совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень
делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и
выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на
другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей
догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против
глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько
густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом.
«Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Каждый из
присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый
обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду
закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго
держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало
наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против
которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом.
Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством
обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать
далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только
присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых
слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в
чем собственными своими глазами уверились; это послужит к
доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и
злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня;
Я поставлю его в своей Кунст-Камере».
++
Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из
достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII.
С. 93-97.

(Текст из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001
г., с. 38-40.)

Скорее всего, есть у Якоба Штелина, "Подлинные анекдоты Петра
Великаго слышанные от знатных особ в Москве и Санктпетербурге"

Это то, что на поверхности - попробую отыскать Штелина, у меня его
нет.

Есть книга: Исторический анекдот в русской литературе XVIII века:
Анекдоты о Петре Великом. Никанорова, Е. К., Новосибирск, Сибирский
хронограф, 2001, 468 стр. ISBN 5-87550-132-4

Содержание:
Предисловие
Глава 1. Переводные сборники анекдотов и апофтегм в русской
литературе
Глава 2. Русские сборники анекдотов и апофтегм в литературе XVIII
в.: анекдоты о Петре Великом
Заключение
Приложение. Тексты анекдотов о Петре Великом
Якоб фон Штелин. Подлинные анекдоты Петра Великаго слышанные от
знатных особ в Москве и Санктпетербурге
И. И. Голиков. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя
России, собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам
Рассказы Нартова о Петре Великом. Достопамятныя повествования и
речи Петра Великаго
Осип Беляев. Дух Петра Великаго императора всероссийскаго и
соперника его Карла XII короля шведскаго

Примечания к текстам анекдотов
Указатель основных сюжетов и мотивов к сборникам анекдотов о Петре
Великом.

Эта книга может помочь[...]

Что касается достоверности: вполне в духе взаимоотношений Петра с
Церковью. Конечно, источники - анекдоты, но это вполне могло было
быть. Это как у Честертона: если мне скажут, что на смертном одре
Гладстона мучили бесы, я воздержусь от отрицания или утверждения.
Но если скажут, что на приёме Гладстон хлопнул королеву Британии по
спине и предложил ей сигару - я буду отрицать. Не потому, что это
невозможно - это невероятно. Так вот, история эта вероятна,
учитывая то, что мы знаем о Петре.

© Crusoe
Tags: история, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments