Arnold (arno1251) wrote,
Arnold
arno1251

записать, чтобы забыть

В продолжение постинга про живые и виртуальные споры, решил вынести из комментов.
escritora: Я ведь тоже люблю словари и в источниках копаться. В институтах часто говорят: высшее образование - это чтобы быстро найти что-либо в книгах. Получается - снижают планку. Буду работать над собой.
arno1251: Привожу цитату из диалога "Федр" Платона.
Сократ: Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога - Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, о кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". Царь же сказал: "Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".

Платон, устами Сократа, устами Дхути (Тевта, Тота -- греч. Гермеса Трисмегиста) выражает бытовавшее в то время общее неодобрение перевода Знания из private в public владение. В старое время (даже для Сократа старое, это примерно XXV век до н. э.) жрецы передавали сакральные сведения из уст в уста. Наставник всегда точно знал, кому он доверяет Знание, и дозировал информацию в зависимости от личностных качеств ученика. С развитием общества и централизацией управления необходимости развития письменности возросла. Знания стали отчуждаться от источника. Появились школы писцов ("Ухо мальчика на спине его"). Записи мог прочитать любой, кому они попались в руки. Это была первая волна распространения знаний. К своему пику она начала подходить в конце Средневековья с появлением первых публичных библиотек и университетов. Были кодифицированы величайшие памятники культуры, ранее передававшиеся из уст в уста: Одиссея (VI век до Р.Х.) Мишна (II век от Р.Х.), Махабхарата (IV век), Манас (19-20 век).
Что-то подобное, вторую волну, мы переживаем сейчас. В библиотеки ходить уже практически перестали. Писать от руки -- тоже. Информацию получает тот, у кого есть Интернет, прочие отдыхают. Сетевыми стали библиотеки, газеты, университеты... Упомянутый в исходном постинге Р. сетовал, что последние несколько диссертаций, которым он оппонировал, были практически целиком и полностью надёрганы из Интернета. "Я понимаю, рефераты, курсовые, дипломы, -- с горечью говорил он. -- Но диссертации!"
Третья волна, свидетелем которой я пока не надеюсь стать, теоретически может начаться при появлении метаброузеров, встроенных непосредственно в тело человека. Работы по созданию устройств такого типа лихорадочно ведутся. Близко уже подходят к этому смартфоны, носимые компьютеры, очки-дисплеи, вживляемые в тело и даже в мозг чипы. Повсеместные Wi-Fi и 3G как среда распространения. Распознавание голоса чипом ценой в два доллара. При таком раскладе для получения какой-то новой информации не нужно будет не то, что идти в библиотеку, даже включать компьютер. Только подумал, и супергугль принесет искомое на блюдечке, снабдив рекламным баннером. Сто миллиардов показов в день -- да за такое чудо расчудесное всё можно сделать! Будет ли это прорывом для человечества, будет ли это чаемым концом времён -- не знаю, не знаю.
Tags: язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments